г. Курган
(3522) 46-66-06

Сияние «Гулливера»

17.10.2015
Сияние «Гулливера»

Курган посетили эксперты театрального фестиваля «Золотая Маска»

 

ТЕКСТ: Анна Захарова

 Спектакль «Сияющая в ночи» курганского театра кукол «Гулливер» станет номинантом на престижную премию «Золотая маска». Театральные эксперты приехали в столицу Зауралья, чтобы своими глазами увидеть постановку и оценить профессиональное мастерство актеров на их родной сцене.

Национальная театральная премия «Золотая Маска» существует уже больше 20 лет. Каждый год в Москве фестиваль собирает афишу из лучших российских спектаклей предыдущего сезона и демонстрирует широкому зрителю максимально полную картину российской театральной жизни. У «Маски» два экспертных совета: по музыкальному театру и по драматическому, последний включает в себя также театр кукол. Жюри отсматривает работы в формате видеозаписей, а затем путешествует по городам России, оценивая самые достойные из них вживую, на сцене.

- Курганский спектакль «Сияющая в ночи» вызвал несомненный интерес, – поделился мнением театровед Алексей Гончаренко на пресс-конференции. – В театре кукол не часто встречаются японские мастера. Спектакль произвел серьезное впечатление своей художественной природой. Говорить о деталях еще рано – сначала нужно увидеть все своими глазами.

Претендентов на премию отбирают лучшие театральные критики, журналисты и работники российской культуры, что предполагает наиболее объективную оценку творчества участников. Оценить драматическое искусство сложнее, чем музыкальный театр. Если во втором случае можно ориентироваться на техническое исполнение (берут ли ноты, крутят ли фуэте), то в первом судят только по художественным критериям: уровень работы режиссуры, сценографа, актерское мастерство, насколько удачно состоялась премьера, будет ли работа интересна всему миру… В этом году конкуренция серьезная: в категории «драматические спектакли» уже около 700 заявок, из них 50 подали кукольные театры. Как рассказали эксперты, сейчас у кукольников намечается тенденция к серьезным темам, усложняется игра, увеличивается количество постановок для взрослых.

Но что, если критики посчитали постановку достойной награды, а зрители так не думают? Любители часто все новое принимает с сомнением, не доверяя тому, что кажется непонятным и странным. Профессионалы же считают: театр будущего – за оригинальностью и экзотикой. Поэтому для неоднозначных спектаклей есть особая номинация – эксперимент. К примеру, когда-то таким был курганский «Каприччио, двойной со сливками», но сейчас так называемый «театр художника» уже прочно закрепился на российской сцене. Тенденция «Маски» в том, что она опережает зрительские ожидания и формирует современный взгляд на театральное искусство.

- В «театре завтрашнего дня» будут совершенно другие формы, - рассказал эксперт по драматическому театру «Золотой маски», критик Алексей Киселев. – В драме уже появляются новые техники, к примеру, это вербатим: обычная современная речь, которой мы пользуемся в жизни, переходит в монологи и диалоги актеров на сцене. Сегодня многие маленькие коллективы немножко хулиганят: отказываются от традиций визуального перформанса, существуют на ритме слова, формируют новый язык театра.

Театр кукол эксперты оценят в таких номинациях как: «Лучший спектакль», «Лучший режиссер», «Лучший художник», «Лучший актер». В отличие от драмы, оперы и балета, награда за лучшую роль здесь не делится на мужскую и женскую: зачастую одну куклу водят несколько актеров.

- Помню, как награду за лучшую роль получили сразу четыре актера! – восхищается Алексей Киселев. – Это был образцовый театр, в их спектакле была удивительная старая синьора. Ее водили четыре человека и делали это потрясающе! Так что все они получили приз. Надеемся, и в этом году мы увидим что-то интересное и достойное.

Фото: Анна Макарова


ТЕГИ:  СОБЫТИЕ