г. Курган
(3522) 46-66-06

Просто искусство

24.03.2016
Просто искусство

О смыслах, сказке и музыке - обо всем за последние два дня фестиваля "Параллели" 

ТЕКСТ: Анна Захарова

Удивительные, восхитительные достижения для одних — это серия обыкновенных, не восхитительных задач для других.

Два дня фестиваля «Параллели» в театре кукол «Гулливер» промелькнули как вспышка света, оставив яркое, неоднозначное впечатление. Современное искусство сегодня дышит свободой, и каждый волен понимать его по-своему. Критерий оценки — в голове зрителей, а смысл может и вовсе отсутствовать. Это не плохо и не хорошо — это всего лишь подход, отличный от устоявшегося понимания прекрасного.

Категоричность суждений многим не дает пустить в ход фантазию и увидеть то, что лежит на поверхности. Так и на «Параллелях»: жадная до искусства курганская публика ждала нечто высокое, в стиле Кандинского или Малевича, а получила простых ребят, которые всего лишь делают то, что им нравится. В поисках замысловатого подтекста искусствоведы порой не замечали, как стоящие в сторонке авторы обсуждаемых работ терялись: им было непривычно не только такое внимание, но и глубокий смысл, которым пытались наполнить их работы.

— Нанес тушь, она потекла и образовала форму, похожую на стул. Это получилось случайно. Я подумал и назвал картину «Жидкий стул», — скромно поделился Виталий Маклаков из Каменска—Уральского на своей выставке «Фантомные ощущения». — Сначала люди проходят мимо с безразличием. Потом читают название и сразу меняются в лице: выползает улыбка, приподнимаются брови. Начинают всматриваться, задумываются.

Поначалу такая экспозиция может вызвать неприязнь, даже отторжение. Но стоит познакомиться с жизнью автора, его творчеством, процессом создания картин, как все меняется — становится интересным, понятным. С виду обычный, бледно-розовый, с грязными серыми полосами холст превращается в произведение с сюжетом, едва узнаешь его предысторию. В мгновение белое пятно перед тобой принимает форму безлюдного вечернего катка, а тусклые поперечные штрихи образуют старенький забор. Линии и пятна обретают композицию, динамичность и завершенность. В других работах и вовсе нет никаких образов — лишь чистый цвет и форма.

***

Пьеса «Консультант по бытовым катастрофам» Валерия Шергина собрала полный зал гостей. Еще бы! Эпатажное название, известный автор, да и форма подачи новая для Кургана — читка с листа. В крупных городах подобные «горячие читки» — обычное дело: актеры собираются за пару часов до события, прогоняют материал, выходят в повседневной одежде на пустую сцену и читают только напечатанный текст. Большую роль играет профессионализм артиста, ведь за короткое время он должен вжиться в образ и отыграть как в полноценном спектакле. Но порой герои произведения оказываются далеко за гранью фантазии. Сомневаетесь? Просто представьте семью опарышей (да, противных, склизких личинок), пьющих кровь из дохлой собаки и сражающихся со спецотрядом глистов. Именно с такой семейкой познакомил нас молодой драматург из Екатеринбурга – подписчики группы театра «Вконтакте» заказали Валерию написать «не важно о чем, главное, чтобы было побольше крови, а также сто мужчин и одна женщина». Писать ерунду, знаете ли, тоже непросто! Вопрос только в том, может ли у хорошего автора получиться по-настоящему плохо? На этой почве в зрительном зале началась активная дискуссия.

— Это произведение о нас, о нашей обыденной жизни, семейных ценностях, — воодушевленно заявляли одни гости в ответ на скептические взгляды других.

— В этом нет смысла. Я просто написал «ни о чем». Приятно, конечно, что в Кургане такая эмоциональная публика, но это же трэш… — отвечал им со сцены писатель.

— Мне кажется, пьеса высмеивает то, что люди пытаются вложить в искусство тайный смысл, не понимая, что автор хочет лишь показать свое мастерство, — поделилась студентка КГУ, Юлия. – Шергин будто оказался не в своей тарелке: его аудитория — молодежь, а здесь — ценители искусства, своеобразная театральная «аристократия». Он сказал напрямую — «я умею классно писать, и особенно классно умею писать фигню». Мне понравилась как пьеса, так и читка. Это очень необычный формат. Если в городе будут подобные мероприятия, я с радостью пойду.

***

Еще один яркий, хоть и менее спорный спектакль — «Вместо Урганта. Новогодняя история» центра современной драматургии Екатеринбурга «Коляда-центр». В этой труппе царят семейные отношения и взаимопонимание, что видно невооруженным глазом и чувствуется в общении на пресс-конференции. А выйдя на сцену, актеры перевоплотились до неузнаваемости: казалось, что образы созданы специально под каждого участника! Незамысловатая завязка спектакля — бабуля с внуком в советской квартире смотрят «Вечернего Урганта» в ожидании Нового года — сменилась неожиданным поворотом. Под песню Ляписа Трубецкого перед зрителями, вместе со старой книжкой в руках женщины, начала разворачиваться совершенно другая история. И кто знал, что стилизованная на современный лад русская народная сказка окажется далеко не милым сюжетом для семейного чтения?

Вот бес в обличии жгучей брюнетки в облегающем бархатном платье уговаривает очередного «иванушку-дурачка» продать ему душу за царство и (как банально!) красоту. А вот маменька, чья любовь такая же приторная, как третья конфета, заботливо запиханная в рот сыночку. Кажется, вот оно, добро, — гонимая, свободолюбивая как птица Тамара, а вот зло — наглый, тщеславный черт. Да только рано такие выводы делать: разве не чертяка вытащил девушку с того света? И разве не она после этого с ним собственноручно расквиталась? Вопросов, как и положено, много, но главное – по привычке не подумать, что все в жизни делится только на черное и белое…

Как в гулливеровском «Эдипе», в постановке «Коляды» часть повествования исполнялась через микрофон. На фоне приглушенных голосов такая экспериментальная форма подачи выделялась мягким звучанием, разносящимся над зрителями. Удивил и подход к реквизиту: вы наверняка не встречались в спектаклях с тестом! Залепив липкой субстанцией лицо Заморыша-Царя, бес будто создал из него марионетку, без глаз и рта, не способную самостоятельно принимать решения. А пролившийся с потолка дождь дополнил ощущение нереальности происходящего: будто и не театр вовсе — фантастический фильм!

***

Напоследок осталось самое странное, дикое и смешное, что видели зрители «Параллелей» за эти два дня. Встречайте, его величество Шум! Серьезно и без репетиций. Уже знакомый гостям художник Виталий Маклаков и обычный фельдшер из Каменска-Уральского Антон Юдин играли на железяке из подвала, жестяных крышечках и вообще всём, что удачно попалось под руку. Волшебным образом они трансформировали какофонию в музыку, сопровождавшуюся абстрактными, пестрыми коллажами Виталия.

Кажется, рассказ о мероприятии звучит куда понятнее, чем сам творческий процесс, происходивший в зале «Гулливера» под странным названием «Камера сенсорной депривации». Цель такого проекта — раскрыть творческий потенциал человека через работу со звуком и образом. Немного поясним: такая камера действительно существует, она представляет собой капсулу с солевым раствором, в которой человек может расслабиться, будучи изолированным от всех чувств.

Артисты наделали много шума не только своими инструментами. Шоу чем-то напоминало сеанс изгнания демонов из слушателей. Не хватало только мигающей проекции на стены и трясущихся стульев, чтобы с головой погрузиться в атмосферу. Некоторые присутствующие оказались не готовы к такому эксперименту. У одного гостя и вовсе зашалили нервы, да так сильно, что все эмоции вышли наружу.

— Плохо! Дешево! — кричал он со своего места, перебивая участников. — В 91 году я смотрел, как такое делали американцы… а у вас фигня полная! Как музыкант говорю, вы дешево делаете: нужно дорогое оборудование, изображение… А это что? Понты!

Все смотрели на него и аплодировали выступавшим, кричали «Браво!» и улыбалась. Это ведь здорово, понимаете? Когда творчество вызывает такие бурные чувства и споры, значит, цель достигнута. Значит, оно смогло зацепить. Плохо будет тогда, когда в зале повиснет тишина, и не останется ни одного зрителя.

p.s. Выходя из театра, я разговорилась с незнакомой женщиной, и мы почти час обсуждали прошедший день, прибавив к теме любимых художников и поэтов. Искусство, оно такое, – сближает! ;)

Фото: Анна Захарова, Марина Бурнашова


ТЕГИ:  РЕПОРТАЖ  /  СОБЫТИЕ